На киностудии «Башкортостан» завершилась работа над фильмом «Два соседа».

размещено в: Неопределенная категория | 0

На киностудии «Башкортостан» завершилась работа

над фильмом «Два соседа»


Два соседа 1На киностудии завершилось производство короткометражного игрового фильма «Два соседа». Автором сценария и режиссером выступила Тансулпан Буракаева. Этот фильм стал дипломной работой молодого режиссера, и, следует отметить, что защитила она ее на «отлично». Образование Тансулпан получила в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.

— Тансулпан, расскажите, пожалуйста, о чем фильм и как появилась сама идея?

— Фильм повествует о двух соседях, которые из-за мелкой ссоры, в одной телеге, едут в Оренбург судиться. А идея создания этого фильма родилась еще в 2011 году. В поисках информации об этнографии башкир я наткнулась в Интернете на любопытную заметку: «Наиболее серьезные пороки их состоят в конокрадстве в тяжбах их между собою и со всеми соседями. Любовь к сутяжничеству иногда проявлялась у них в курьезных формах. Рассказывают, например, что очень часто случалось, как два башкира-противника отправлялись в город на далекое расстояние, на тяжбу друг с другом, из экономических расчетов — в одних санях и на одной лошади, для разорения один другого, так сказать, на общий счет…» «Народы России. Этнографические очерки» (издание журнала «Природа и люди»), 1879-1880

И в моем воображении сразу представилась эта картина: едут два башкира по бескрайней степи. Почему степь? Потому что именно в ней, великой, спокойной, живущей в своем ритме, люди кажутся такими маленькими и смешными со своими мелкими дрязгами. О чем они говорят? Ведь им приходится на протяжении пути взаимодействовать друг с другом. Отсюда родилась и драматургия фильма. Днем они ссорятся, а ночью, ради безопасности, вынуждены держаться поближе друг к другу.

— Можно считать, что это комедия?

— Конечно, это должна была быть комедия. Но не буффонада (шутовство), ведь тема – серьезная, о дружбе и о мелких бытовых ссорах, разрушающих ее на протяжении жизни. Минимализм степи должен подчеркивать притчевый характер повествования, а саму дорогу в город можно рассматривать как саму дорогу жизни. Колесо – это символ жизненного круговорота, («Донъя – ҡуласа» («Земля круглая!») — кричит Худой в конце фильма). Пока старики ссорятся – и дорога неладна: ухабы, постоянно падающее колесо телеги. Тот недолгий миг, когда они едут дружно — легко и весело справляются со всеми препятствиями. Но стоит им снова рассориться – так неприятности начинаются вновь.

— Каких актеров пригласили на главные роли?

— Сценарий сначала писался под одних актеров, которых уже знали зрители — известные, любимые, уже достаточно в пожилом возрасте. Но из-за возникших непредвиденных обстоятельств они оба отказались от участия в съемках. И таким образом, когда уже все было готово к съемках, мы оказались без обоих главных героев. В уфимских театрах не было подходящего типажа под Круглого и Худого. Круглый нашелся достаточно быстро — в Стерлитамакском башкирском театре драмы – это народный артист Республики Башкортостан Равиль Галин. Но мы никак не могли найти актера на роль Худого. Я искала сначала в профессиональных театрах республики, затем в народных. И, когда я уже было отчаялась, актер нашелся сам – в народном театре того самого Хайбуллинского района, в котором планировались съемки. Им оказался главный агроном района Зиннур Байбулатов, который, как оказалось, много лет играет в народном театре. Надо сказать, что основная его профессия тоже очень нам помогла – он знает местность как свои пять пальцев, и нам требовалось только сказать, какой именно ландшафт нам требуется, так он тут же говорил, где он находится.

— Почему для съемок вы выбрали Хайбуллинский район?


Два соседа 2Изначально я планировала снимать в Оренбургской области, так как в первоисточнике описано путешествие в Оренбург. Мы выехали на поиски объектов, и оказалось, что современный Оренбург сейчас совсем не похож на себя в Х
IХ веке – пригород весь в промышленной зоне, а в самом городе, хоть и осталось очень много старинных зданий – все они завешены современными рекламными щитами и вывесками, покрыты профнастилом и везде современные окна. То же самое и с природой. Степи окультурены, вспаханы. Кроме того, съемки в соседней области несли бы слишком много расходов на поездку и на сотовую связь, которая во время съемок нужна ежеминутно. Так, проехав всю область (Тюльган – Оренбург – Кувандык – Орск) – мы въехали в Хайбуллинский район. И обнаружилось, что все разнообразие ландшафта башкирских степей (в фильме у нас идет постепенная смена от совершенно ровной степи – к холмистой, а затем ближе к горной) есть в этом районе.

— Где именно проходили съемки?

— Снимали мы около поселка Подольск, фермы Бакал, деревень Адель и Абубакир. Всего в фильме снялись четыре лошади, одна из них – в Бирске, который и сыграл роль провинциального Оренбурга. Всего мы дважды ездили снимать в Хайбуллинский район – в сентябре и октябре 2014 года, а съемки в Бирске прошли в начале ноября, уже почти перед тем, как выпал снег. Сцены внутри здания суда мы снимали в Уфе, во втором корпусе Национальной библиотеки им.Заки Валиди. А панораму старинного Оренбурга создал специалист по компьютерной графике, а также монтажер фильма – Александр Снадин.

— Что скажите о звуковом оформлении фильма?

— Композитором фильма стал Урал Идельбаев. Мы хотели и в плане музыкального оформления передать дух того времени и остановились на песне Мухамедьяна Казакбаева «Два джигита» под аккомпанемент на курае Юлая Гайнетдинова. Также в фильме приняла участие и этническая музыкальная группа «Йатаган». Звукорежиссерами выступили Юлай Тауылбаев и Гузель Петряева.

— Расскажите, пожалуйста, кто еще принимал участие в фильме?

— Огромную помощь в создании фильма в качестве литературного консультанта и в организации всех съемок, оказала моя мама, писательница Марьям Буракаева. В качестве консультанта по истории мы пригласили доктора исторических наук Айтугана Акманова. Директором фильма стала Зухра Буракаева, оператор-постановщик – Ильсур Ишаев, художник – постановщик – Евгений Крупин, осветитель – Азат Ахметов. Администратором фильма была Диля Мухамедьярова, с которой мы работаем уже много лет. Генеральным продюсером проекта выступил директор киностудии «Башкортостан» Азамат Хужахметов. Хочу выразить огромную благодарность всем людям – и руководителям, и простым жителям, кто помог нам со съемками. К кому бы мы ни обратились – все оказывали поддержку. Кстати, когда я защищалась с этим фильмом в СПбГУКиТ, профессор из экзаменационной комиссии спросила: «Скажите, что делала вся эта тьма людей в титрах?» В этом и специфика малобюджетного кино – когда благодарностей в титрах чуть ли не больше, чем самого фильма.


Два соседа 3Отдельное спасибо нашим главным героям — Равиль-агаю и Зиннур-агаю. Помимо своей актерской работы они помогали нам на съемочной площадке, в особенности — совладать с лошадьми. Кормили и поили их, запрягали и распрягали, ведь не всегда с нами был конюх. Вообще, вся съемочная группа, с каждым членом которой я работаю уже не над первым фильмом, была очень сплоченной и дружной, не теряла оптимизма в суровых полевых условиях. Ведь настрой и хорошие отношения между всеми очень важны при создании коллективного произведения искусства. Я очень благодарна своей съемочной группе и хочу работать с ней и дальше.

— Тансулпан, «Два соседа» — это не первая ваша работа?

— Нет, по счету это мой седьмой фильм, снятый на киностудии «Башкортостан». До этого я выступила в качестве соавтора в игровом фильме «Рахмат», была автором сценария и режиссером фильмов «Я женюсь!», «Между нами», «Джалиль Сулейманов. О женщинах», создала документальный фильм-исследование «Башкирский женский костюм» и была режиссером-постановщиком полнометражного игрового фильма «Моя звезда».

— Когда ждать премьеры фильма «Два соседа»?

— 27 августа, в кинотеатре «Родина», состоится премьерный показ всех новых кинолент, созданных на киностудии «Башкортостан», среди которых будет и фильм «Два соседа». Затем планируется бесплатный показ в Доме актеров, далее, совместно с киностудией «Башкортостан», хотим организовать кинопоказы в районах и городах республики.

— Над каким проектом вы работаете сейчас?

— Сейчас я работаю над кукольным фильмом «История гренадера», основанный на реальных событиях XVIII века. Подробности пока раскрывать не буду…

— Тансулпан, поздравляю вас с успешной защитой диплома! Желаю вам дальнейших творческих успехов, интересных идей и вдохновения!

Салима Батисова,

редактор киностудии «Башкортостан»

Оставить ответ